Борис
Гребенщиков
"Познакомились мы, как
известно, в электричке, когда ехали с какого-то моего концерта вПетергофе, где
теперь находится Ленинградский университет. Судя потому, что я ехал один, там
был сольный концерт. И они подсели ко мне - Витька и Рыба, то есть Леша Рыбин.
Кстати и гитара оказалась, и Витька спел пару песен. А когда слышишь правильную
и нужную песню всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел
драгоценный камень или амфору Бог знает какого века - вот у меня тогда было тоже
самое. Он спел две песни. Одна из них была никакой, но показывала, что человек
знает, как обращатся с песней, а вторая была "Мои друзья". И она меня абсолютно
сбила с нарезки. Это была уже песня, это было настоящее. Когда через
молоденького парня, его голосом проступает столь грандиозная штука - это всегда
чудо. Такое со мной случалось очень редко, и эти радостные моменты в жизни я
помню и ценю."
"Вообще, как мне кажется, КИНО у нас в
России, пожалуй, единственная группа из тех, что я видел, которая была
деиствительно группой в настоящем понимании этого слова. То есть люди, вместе
делающие одно и тоже дело и держащиеся эстетики того, что они делают на сцене, и
в жизни. Состав был совершенно блестящий: и Капарян, и Густав - все в точку. С
Тихомировым сложнее. Я его мало знаю, он очень милый человек, но, по-моему,
полностью к этому миропониманию не принадлежал."
... У меня был друг Максим. Собственно, он и сейчас есть. Он стал
играть на бас-гитаре. Оказалось, что он играет с Витькой и Рыбой. Я
их тогда не знал. И я как-то попросил его взять меня с собой на
репитицию. Он говорит: да, конечно, поехали.
Это было то ли в 81-ом, то ли в 82-ом году. Лет девятнадцать мне было. Приехали,
и я
стал играть с ними на виолончели. А потом уже и на
гитаре. Я был молоденький, хотел понравиться. Старался вписаться.
Когда я услышал их песни, уже не помню, когда это
было, но еще до знакомства, мне они понравились. Не так сильно, конечно.
Но из всего того, что я тогда слышал, это было самое лучшее.
У меня не было тогда абсолютно никакого стиля. В голове
была парочка каких-то рок-н-рольных ходов, ну и понятие - как
должно быть хорошо. Только свое понятие - больше ничего.
Научился я играть сам, а потом уже пошел в джазовую
школу - думал, что там научат чему-нибудь. Но ничего нового там не узнал.
Хотя, может быть, и узнал. Не помню.
На первом
электрическом концерте КИНО, еще с Рыбой, играл Максим, еще был
барабанщик, не помню, как зовут... Витька и я. После того концерта
Цой чего-то стал злиться на всех и на все. Ему, видимо, что-то
не нравилось. И Борька его за тот концерт ругал. Стали дальше репетировать.
Поначалу мы с Витькой ходили - два таких дружка. Витя
песенки сочинял, мы играли. Наверное, это и
называется "был к нему ближе других". Хотя, если говорить о
составе последних лет, с тех пор, как появился Игорь, то
нельзя сказать, что я был дружнее с Цоем, чем Тихомиров или Георгий.
Густав позже меня появился, но с Витькой они тоже общий язык нашли.
Тихомиров - уже позже. Уже и возраст другой был, сложнее
сойтись. Музыка, конечно, объединяла. Что касается новой информации, то мы
старались обновлять старый багаж. Все время слушали что-то новое. Вместе и по
отдельности. Круг слушаемой музыки у нас был примерно одинаков. По крайней
мере, был наборчик, который знали все и могли обсудить. А у каждого были и
свои какие-то пристрастия, это естественно. Но все равно - дружили.
Последнее время Цой любил напоминать, что все это держится только на
дружбе.То есть, он нас терпит только потому, что мы - друзья.
Факт тот, что все эти концерты последнего времени, все
эти гастроли никому не нравились. Боролись за одно, а напоролись на
другое. Как начались деньги, началась какая-то зависимость. Это
превратилось в работу. В такое выбивание денег. Когда это
началось? Пожалуй, с концертов, которые проходили в Евпатории
и в Алуште. Группа резко стала популярной, все появилось, не только
деньги. Менеджеры пошли
один за другим. Один другого лучше.
Собственно, я с менеджерами не работал.
Это Витя с ними работал. Когда-то гастроли решались путем обсуждений. Витя, так
сказать, отфильтровывал поступающие предложения - к нему они все
шли. Или на меня выходили с предложениями. Я - к Витьке. Или к
менеджеру. Он - к нему. А потом Цой объявлял, что так и так, есть предложение
ехать туда-то, играть там-то. А потом уже планировалось по-другому,
как
все у нас планируется. Тур такой-то, такие-то концерты, десять дней
перерыв - и опять... Все это, конечно, можно назвать работой,
но творчеством никак не назовешь. Как люди творческие мы мучались.
Конечно, были передышки на отдых, на запись. Но я хочу
сказать, из-за чего возникали трения. Может быть, я смотрю с
негативной точки зрения на все эти вещи. Но мне уже давно на гитаре играть
не хочется. И я не играю. Музыку пишу на машинке, как у Курехина. А
вообще, все было отлично. За границу ездили. Машины купили.
Побились все на этих машинах...
А слава?.. Я
же говорю, боролись за одно - напоролись на другое.Есть идеальное
представление. А идеальное представление о каком-то понятиивсегда
отличается от реального воплощения этого понятия. Я хочу
сказать, что слава в этой стране приобретает уродливые формы. Когда
мальчишки стекла бьют в машине, как у меня во дворе. Все
борются за славу, программа известная. И мы отработали ее до упора.
А
удовлетворение кончилось не помню уже когда. Сначала было интересно, потом еще
интереснее, а потом все меньше и меньше. Меньше было интереса к живому
творчеству. Я говорю только о себе.
А Цой читал все
письма, адресованные ему. Не знаю, что это доказывает. Он
серьезно к этому относился. Очень ответственный человек был. От
поклонников нас оберегали. С Белишкиным мы ездили еще впятером, обороты были
небольшие. А когда в перспективе стала видна возможность
прокручивать большие массы народа, понадобился более
профессиональный менеджер. С большим радиусом действия.
И когда стали ездить с Юрой Айзеншписом, появилась уже целая бригада
администраторов - ребята молодые и разных размеров.
Поехали мы в Америку с Рашидом. Он там показывал "Иглу" на рэдфордовском
фестивале. Об "Игле" я ничего не могу сказать, потому что, когда видишь на
экране знакомых, которые выкобениваются, пытаясь стать
актерами, понять замысел режиссера... То есть, я просто не
понимаю, что происходит на экране. Я могу только сказать, что тут
вот Маринка Смирнова похожа на себя, а
тут вот притворяется.
Поэтому о фильме я судить не могу.
И вот Витя, Наташа, Рашид, Джоанна и я
поехали. На гитарках там поиграли, американцы нам
похлопали. В то время я уже не испытывал острых ощущений от выхода
на сцену. Я тогда уже наелся всем этим. А относился к
этому как к фатальной неизбежности. Не бросать же
группу? Жалко такую хорошую группу бросать. Столько лет потрачено. Но с
Витькой мы старались на эту тему не говорить. Его это тоже,
наверное, доставало. С возрастом, по-моему, в отношениях
проявляется больше всяких нюансов. А может быть, я на это стал
обращать больше внимания.
Сейчас трудно стало.
Сказать много можно, но не стоит, потому что другого ждут. Мифология
творится, а мы в ней участвуем. Я сам не знаю, как к Витьке
отношусь. Я и любил его, и ненавидел иногда. Это сложно,
когда столько лет вместе. Но я его уважал всегда,
потому что он был боец настоящий.
"Витька меня всегда поражал. Он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании. У меня до сих пор такое чувство, будто я не знаю о нём и половины. Есть такие люди - когда с ними начинаешь знакомиться и что-то в них приоткрывается, то ты видишь, что вообще их раньше не понимал. Общаясь с Витькой, я постоянно убеждался в таинственности его натуры." "Витька был уникальный человек, потому что в общении с ним никогда не проскальзывалите мысли, которые вдруг появлялись в его песнях. В общении все было гораздо проще, на уровне быта. Это всегда очень интересный и таинственный знак. Думаю, у некоторых людей есть сильный механизм защиты, и они постоянно контролируют творчекий выброс. Во всяком случае собственно о творчесве мы не говорили никогда."
Артемий
Троицкий
О альбоме "Группа Крови":
"Группа крови - шестой по счету (если считать полноценным
альбомом запись Цоя - Каспаряна, известную под названием "46") альбом "Кино".
Работа над ним началась еще в октябре 1986 года, когда американская энтузиастка
Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырех- канальную порта-студию
"Ямаха МТ 44". Импортный
прибор был установлен на квартире ударника "Кино"
Георгия "Густава" Гурьянова, где вся группа в то время тусовалась, репетировала,
рисовала картины и - время от времени - слушала и записывала новые песни. Помимо
классического квартета Цоя, в записи принимал участие клавишник Артур Сигле
(синтезатор "Профем-2000"). Аранжировки, в том числе и клавишные, придумывались,
в основном, Каспаряном и Густавом под общим наблюдением автора песен - Цоя.
Звукорежиссуру осуществляли все вместе. Так что, можно сказать, что продюссером
альбома выступила вся группа "Кино". Предварительный вариант записи был готов
весной 1987-го. Летом, на студии Алексея Вишни, четырехканальную запись свели,
добавив реверберации и прочих спецэффектов, в окончательный стерео-вариант.
Достояниес музыкальной общественности "Группа крови" стала осенью 1987 года.
Фактически, на альбоме представлены две программы "Кино": собственно "Группа
крови" (заглавная песня, "Война", "Спокойная ночь", "Мама...", "Бошетунмай",
"Легенда") и песни конца 85-го, начала 86-го годов, которые отдельно и вовремя
записать не удалось ("В наших глазах", "Прохожий", "Дальше действовать будем мы"
и др.). Часть номеров из старой программы, в частности хит "Мы ждем перемен", в
альбом не вошли. "Перемены" неожиданно получили некий спекулятивно-политический
резонанс, который Цою пришелся не по душе. По мнению многих (в том числе и
некоторых участников группы), "Группа крови" - самый удачный альбом "Кино".
Связано это в первую очередь с тем, что работа над записью шла в абсолютно
естественных, ненапряженных условиях. Было время подумать, проиграть различные
варианты, не чувствуя себя скованными временным режимом, волей звукорежиссеров и
прочими стрессами студийной рутины. "Группа крови" - первая по-настоящему
мощная, зрелая работа "Кино"; в то же время, она в полной мере сохраняет
бескомпромиссный, анархический дух питерского андеграунда. В 1989 году альбом
"Группа крови" был выпущен в США (фирма "Голдкастл", с подачи Джоанны Стингрей)
и произвел отличное впечатление на тамошних критиков. В частности, ведущий
американский рок-эксперт Роберт Кристгау в своей колонке в "Виледж Войс"
поставил пластинке максимальный балл, оценив ее, таким образом, выше, чем
вышедшие примерно в то же время "Radio Silence" Бориса Гребенщикова, "Звуки Му"
и "Парк Горького".
О "Черном Альбоме":
Расположением песен внутри
альбомов всегда занимался Цой. Он же давал альбомам названия. Поскольку
последняя пластинка группы "Кино" вышла в свет уже после смерти своего лидера,
названия у нее нет. В народе ее обычно называют "Черный альбом" - в соответствии
с оформлением. История создания пластинки такова. После долгих интенсивных
гастролей, в начале июля 1990 года Цой и Каспарян, взяв гитары и порта-студию,
уединились на даче в Юрмале. Они отдыхали от стадионных концертов и одновременно
записывали черновик нового альбома. По словам Каспаряна, работа шла довольно
туго: за все время целиком была записана и инструментирована единственная песня
- "Красно-желтые дни". Все остальное, что записалось - это сам Цой, поющий под
акустическую гитару новые песни. Предполагалось, что альбом будет записываться
на большой профессиональной студии ("Мосфильм" или "Ленфильм"), а сведение
состоится в Париже (где уже был удачно сведен предыдущий диск "Кино" - сборник
"Последний герой"). Однако все вышло не так. 15 августа Цой погиб. Запись
осталась. В октябре-ноябре 1990 года в Москве на студии "Видеофильм" Каспарян и
Тихомиров реставрировали четырехканальную запись с голосом и ритм-гитарой Цоя,
аранжировали новые песни, наложили партии других инструментов и смикшировали
запись. Все инструментировки они придумывали фактически вдвоем, ударник Густав
участия в работе не принимал. Процесс "воссоздания" последнего альбома Цоя и
"Кино" был невероятно тяжелым и нервным. С одной стороны, груз трагических
обстоятельств и ответственность перед погибшим другом. С другой - чисто
профессиональные и технические проблемы, связанные с необходимостью создания
полноценной фонограммы на основе, фактически, "домашней" записи. Кроме того,
сильнейшее давление оказывалось извне: миллионы поклонников знали о
существовании "выжившей" записи и ожидали ее с растущим нетерпением.
Относительно конечного результата мнения двух музыкантов "Кино" расходятся.
Каспарян считает, что будь у них больше времени на работу, можно было бы сделать
альбом интереснее. Тихомиров уверен, что в сложившихся обстоятельствах они
сделали максимум возможного. Так или иначе в декабре 90-го года "Черный альбом"
был представлен публике. (Первое прослушивание прошло в Ленинградском
Рок-Клубе). По материалу - и музыкальному, и поэтическому - это, возможно,
лучший альбом "Кино"... Достойная последняя глава реальной легенды Цоя.
Я познакомился с Виктором
Цоем году в 1981-ом. Тогда мы жили рядом - у
парка Победы, метрах в четырехстах друг от друга.
Пожалуй, мы не были друзьями - скорее, приятелями. Мне кажется, что друзей у
него вообще не было - от него всегда исходил какой-то специальный флюид
одиночества.
Мне очень понравились его песни. Сразу. Я
тогда по юности и глупости считал себя крутой рок-звездой и
мэтром. Естественно, начал давать ему советы. Кое-что
рекомендовал и подправлял. Что-то из этого он принимал.
Скажем, в "Бездельнике" слово "мама" - от меня. И таких примеров немало.
Я же познакомил его - по-моему, по его просьбе - с БГ,
который, в принципе, и сделал ему всю карьеру.
Цой и
Рыбин заходили к нам с женой чуть ли не каждый второй день,
приносили кучу сухого вина (в основном "Ркацители"
дагестанского разлива по 1 руб. 70 коп.), пели новые песни, болтали, иногда
оставались ночевать.
Я помню, как после своей самой
первой записи они в состоянии некоторой эйфории ввалились к нам в квартиру
около полуночи и буквально физически принудили нас прослушать пленку.
Забавно, что по прихоти судьбы с ними тогда играл
"наемный" барабанщик Валера Кирилов, который спустя лет
пять стал членом нашей группы ЗООПАРК, где и работает по сию пору.
Цой вообще очень умело использовал людей. Он всегда знал,
как заводить нужные знакомства, и был весьма холоден и расчетлив в
отношениях.
Мне не нравилось то, как он изменился в
последние годы. Вероятно, это болезнь, которой переболели многие
рок-музыканты. Деньги, девочки, стадионы - и ты начинаешь забывать старых
приятелей, держишь нос вверх и мнишь себя суперкрутым. Что
же, не он первый и не он последний. Все мы люди. Просто я несколько
удивлен тем, что после смерти из него пытаются сделать некоего
ангела. Не был он ангелом, как не был и демоном. Как и все мы, он был
просто человеком со своими плюсами и минусами. Но в нашей
стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным. Пока ты
жив, тебя почему-то не ценят. Примеров тому, как известно всем, масса.
Я помню самый первый концерт КИНО в
Ленинградском рок-клубе. В одной песне ("Когда-то ты был
битником") я даже играл на лидер-гитаре. На бас-гитаре играл
Михаил Васильев из АКВАРИУМА, а на фортепьяно - Андрей Романов. У Алексея
Рыбина (кстати, одного из двух основателей группы КИНО, о чем
почему-то никто не помнит) тогда прямо на сцене порвались штаны на
самом интересном месте. Так что концерт был весьма забавным.
А вообще говоря, мне всегда больше нравился ранний
материал Виктора. Хотя, кто знает?
Нина
Барановская
...Однажды я в
очередной раз пришла по делам в студию Тропилло. Мы с приятельницей еще только
шли по коридору, когда я услышала то самое, ставшее потом
знаменитым: "Время есть, а денег нет". Это, конечно, все
банальные вещи - что буквально с первых звуков... Может,
и не с первых звуков, но интерес у меня возник еще до того, как я вошла в
студию. Потому что все, что я слышала прежде, кроме, пожалуй, Бориса
Борисовича, было ужасно слабо и беспомощно. А тут
вдруг что-то
свежее и любопытное.
В студии я увидела двоих
незнакомых молодых людей. Один из них, странноватой
экзотической внешности, был мне представлен как Цой. Второй,
как потом я узнала, был Рыба - они тогда вместе играли.
Собственно, это и было первое знакомство. Это даже
знакомством назвать трудно, просто мне его показали.
После этого мы иногда где-то пересекались, но не общались. Хорошо
помню Цоя на десятилетии АКВАРИУМА, которое проходило в общежитии
Кораблестроительного института. Там я впервые их увидела вместе с
Марьяной. Я тогда еще очень удивилась: такая большая белая женщина (у нее
еще волосы были высветлены) и черный худенький Цой. К тому времени я
слышала уже довольно много его песен. Цой,
конечно, сильно выделялся на общем фоне, хотя я не могу с уверенностью
сказать, что тогда воспринимала его как человека с явным потенциалом.
Всерьез я к нему стала относиться только
после "Камчатки". Меня очень удивил этот альбом,
особенно то, что его сделал такой еще очень молодой человек. Я
до сих пор считаю, что это самый петербургский альбом в истории
нашей отечественной рок-музыки. И никто,наверное, меня в этом никогда не
разубедит.
Ну а потом, когда я стала работать в
рок-клубе, мы, конечно, стали чаще общаться. Я занималась литовкой
текстов, и мне приходилось читать их сразу, как только они
создавались. И тут с Цоем, наверное, было проще всего, потому что он не то чтобы
сразу на все соглашался, но у него не было такого революционного
задора, как у Борзыкина, когда любой ценой надо этот текст залитовать,
добиться, встать на уши. Цой к этому не прикладывал никогда никаких
усилий, не уговаривал, не убеждал, не упрашивал. Наверно, поэтому
все получалось само собой. И не потому что тексты у него были менее
революционными, чем у Борзыкина. Скажем, то, с чем он выступил на
фестивале в ДК "Невский", по социальной значимости, о которой тогда все
любили
говорить, было ничуть не слабее.
Именно за это
выступление партийные люди и назвали Цоя фашистом. Тогда
рок-клуб курировала такая девица лет двадцати пяти, но уже с клеймом члена
КПСС на лице. Работала она в Куйбышевском райкоме
партии. После выступления КИНО она пришла и сказала: "Вы
видели, как он стоит на сцене? Он же фашист!" Дело было, конечно, не в том, как
он стоял, а в том, что он пел. Тогда были "Дальше действовать будем
мы", "Перемены", которые он потом долго не исполнял, потому что
обещал Соловьеву дождаться выхода фильма.
По-моему,
Кинчев первым принес мне текст, который был посвящен событиям не то в
Филадельфии, не то в Сан-Франциско. И я тогда поняла, что вот такие
варианты с названиями, относящимися к какой угодно стране, только не к
нашей, - это хоть и слабое, но прикрытие. Все, конечно, на виду, но
тут можно, грубо говоря, и словчить. Мне приходилось и на
такие вещи идти. Поэтому когда Цой мне принес "Анархию",
я ему сказала: "Ну ты сам-то понимаешь?.. Может пародией назовем?" А он
говорит: "Мне абсолютно все равно, как будут называться мои песни, даже
если это будет где-то опубликовано. Главное, чтобы я их пел". Я
тогда так поразилась. Это был как раз тот
момент, который отличал его
от других. У него не было никогда цепляния за какую-то букву, ему важно
было выйти на сцену и спеть.
С другой стороны,
был еще такой эпизод, который потом буквально повторяется в
фильме "Рок", почему я и думаю, что у Учителя он говорит абсолютно
искренне. Тем более что разговор этот у нас был задолго
до съемок. На дне рождения у Борьки он сам ко мне подсел и стал говорить,
что не знает, нужно ли кому-нибудь то, что он пишет. Для него как раз более
значимо было то, что он в своей кочегарке кидает уголь и точно
знает, что людям от этого тепло. "А песни, -сказал он, - я не могу
их не петь, но я не уверен, что они кому-нибудь нужны".
И все же, я думаю, что это был чисто
внешний момент, потому что хорошо помню другую историю. В те годы,
для того чтобы группа могла выехать куда-то на выступление, нужны
были тысячи разрешений. И в конце концов додумались еще и до
того, чтобы требовать разрешение на выезд от Министерства культуры
из Москвы. КИНО, АЛИСА и еще кто-то собирались ехать
на итоговый концерт Московской рок-лабаратории, первый
год она тогда существовала. Весь день они
ждали разрешение из Москвы, но и к вечеру никакой
телеграммы не было. Наталья Веселова говорит: "Все. Никто не едет. Я
не собираюсь брать на себя такую ответственность". Ну и Анна
Александровна, директор ЛМДСТ, сказала, что ни в коем случае никого
не выпустит. И Цой, который всегда мне казался - скала, Восток, полная
непроницаемость и полная индифферентность, - с ним буквально истерика
началась. Слезы градом и вопль: "Почему я все время должен вот
это терпеть?!" Я от него такого меньше всего ожидала. Так что при всем
внешнем наплевательстве: дадут спеть - спою, а не дадут - не спою, - для
него это было очень серьезно.
В рок-среде все очень любят
кости друг другу помыть, так вот в Цое мне всегда нравилось
отсутствие вот этой недоброты по отношению к своим собратьям. Я
помню, на каком-то фестивале той же рок-лаборатории, после всей их
московской тягомотины - не понравились они мне, кроме ЗВУКОВ МУ, -
выступало КИНО. И как будто форточку распахнули в душной комнате -
так здорово и мощно они отыграли. После выступления мы вышли с Цоем
покурить, и я ему сказала об этом. Он ответил: "А вот как сейчас все
наши пойдут!.." У него было не внешнее, а идущее из глубины
души - очень доброе отношение к своим. Даже если ему что-то не
нравилось, а я уверена, что Цою у того же Бориса не все
нравилось, но чувство благодарности к нему всегда
перевешивало. Или в общении с Костей Кинчевым. Меня всегда поража-
ло, как они оба дрейфили, когда пели друг другу свои песни
- как перед выходом на огромный зал. При этом зависти никакой и в помине
не было.
Вообще, Цой был одним из моих
любимцев. Пока я работала в рок-клубе, я всегда
старалась не выказывать своих пристрастий - это было запрещено. Там все
должны быть одинаково любимыми. Но он входил в число тех немногих,
кто вызывал симпатию каждой своей работой. Даже такие, на первый
взгляд пустячки, как "Это не любовь", мне все равно
нравились тем ироничным отношением к самому себе,
которое
там все время проглядывает. Я очень боюсь людей, которые
принимают себя слишком всерьез. Это рано или поздно плохо заканчивается и
для них, и для тех, кто с ними связан. А у Вити этого не
было. Но "Группа крови", "Звезда по имени Солнце"
и, конечно, "Начальник Камчатки" - это мои самые любимые альбомы.
И последний
- не потому что он последний, а потому что там очень
много серьезных вещей, и Цой в нем раскрывается совершенно
по-новому. Он там какой-то не восточный, я бы сказала. Очень
русский получился альбом, с какими-то даже фольклорными мотивами.
Поэтому я не верю в то, что он сделал все, что мог. Даже по
этому последнему альбому чувствуется, что тут только что-то началось -
совсем другое, новое.
Оно еще даже не раскручено, только наметки,
отдельные моменты, из которых мог вырасти совсем другой стиль.
Последние годы Витя много надежд
связывал с кино. Как-то еще в клубе, за кофе, у нас зашел об этом
разговор. Он тогда жутко ругал Соловьева, говорил, что тот ничего не
смог сделать из такого благодатнейшего материала. У
меня, честно говоря, тогда мелькнуламысль, что этот
благодатнейший материал - Африка и он. Цой рассказывал, что снимается в
новом фильме, у Рашида Нугманова, и там все будет по-другому,
глубоко и серьезно. Но когда он мне, с трудом подбирая слова,
пересказал содержание будущего фильма, я, честно говоря, подумала,
что ничего серьезного там не будет. Туфта какая-то: несчастная
девочка, наркотики... Цой очень гордился своей работой в
"Игле" и в какой-то момент осознал себя именно актером.
Он хотел
и впредь заниматься кино.
Я в его смерть
сразу поверила. Даже как будто почувствовала ее. Пятнадцатого
августа с утра в голове одна "Группа крови" вертелась. Просто кошмар. А
еще я на даче цветочки разные сажаю, и мне на рынке
вместо белых лилий в том году подсунули какую-то дрянь. Выросло Бог
знает что. Пятнадцатого утром вышла в садик, и мне просто по глазам
ударило: на одном из этих кустов распустились два
цветка - ядовито-желтые с черными пятнами, очень красивые. Почему-то сразу
вспомнился фестиваль восемьдесят четвертого года и Цой. Он
тогда выступал в желтой куртке с такими крыльями - "Фильмы" как раз
пел. То есть просто имя "Цой" в мозгу зажглось. А потом
мне отец сказал, что он погиб. Отец у меня все время
радио слушает.
Можно к этому относиться как к мистике, но такого
со мной никогда не было.
Кстати, о желтом цвете. В
день похорон мы с мужем Валентином везде искали розы. Мне
почему-то именно их хотелось принести. Потом Марьяна
сказала, что розы были единственными цветами, которые любил Цой. А
сама она, как выяснилось, все утро искала желтые цветы. Я тогда
внутренне вздрогнула и спросила, почему именно желтые?
Оказалось, что у Вити было совершенно фантастическое пристрастие к желтому
цвету. Марьяна сказала, что на Востоке - это символ вечности, и Цой
очень любил желтые свитера, шарфики, цветы, все что
угодно.
Много позже он мне приснился. Будто
какая-то компания сидит, и Цой пришел. Я к нему стала приставать с вопросами:
как там? А он сидел молча и только улыбался как-то очень светло. И
был он такой, каким навсегда остался в моей памяти: в длинном черном
пальто, в желтом свитере, который ему Марьяна
связала, черных штанах и желтом шарфике...
У нас почему-то принято считать, что
если человек рано уходит... Как Шукшин сказал о Есенине в одном из
рассказов: мало пожил, но прожил ровно с песню. Не знаю.
Дело даже не в том, что Цой погиб очень молодым человеком. Я
считаю, что у него еще был очень большой творческий запас. Поэтому
мне кажется, что это самая печальная и трагическая ошибка кого-то там, кто над
нами.