Краткая история "Кино" с комментариями исполнителя главной роли,
сценариста режисера группы В.Цоя и продюссера Б.Гребенщикова

- Очень важный момент - мое знакомство с Борей. Мне было тогда
 лет 17. Было у меня песни три написано, в общем только-только
 начинал. И мы встретились в ресторане, на каком-то дне рождения.
 Там я спел "Мои друзья". Познакомились, но довольно долго не
 встречались. Потом был концерт "Аквариума" в университете, на
 обратном пути в электричке и попел еще несколько песен. Потом
 опять какой-то день рождения, и тут разговор - добрые слова
 Бориса, обещания помочь нам. Я тогда уже сошелся с Лешей Рыбиным.
 Первый концерт в рок-клубе, в 81 году, мы играли в таком составе:
 я и Рыба, барабаны - звучала фонограмма электрической ударной
 установки, Миша Васильев (из "Аквариума") играл бас, А Дюша 
(Андрей Романов, также "Аквариум") - клавишные. Концерт прошел
 ровно, понравился и нам, и публике. Потом была сделана пленка.
 Записали ее в принципе быстро, но между днями записи были большие
 паузы. Она не дописана, вышла без наложений, голый костяк, такой
 "бардовский вариант". Я успел только в три песни наложить бас, и
 то сам накладывал. Мы бы, конечно, доделали, но вышла какая-то
 лажа со студией, и мы выпустили пленку. Слушать ее мне было стыдно,
 но уже сейчас, задним умом, понимаю - Борис был прав, пленка сделала
 свое дело. На мое удивление она очень быстро и хорошо разошлась.
 Последовали приглашения на концерты из разных мест страны, мы
 начали ездить в Москву, были там много и часто, в Ленинграде с
 выступлениями было сложней, играли часто на квартирах. Как
 правило, играли акустический вариант. "Кино", кстати, задумывалось
 как полуакустическая группа, первое время нас было трое, потом
 "третий" ушел в армию.
- В общем, роль БГ в съемках "Кино" бесценна? 
- Именно так. "Кино" рождалось в разговорах, в долгих дружеских беседах.
 Я потом, после этой первой пленки, пробовал писаться самостоятельно,
 но понял - мне одному все это дело не поднять. БГ продюсировал запись,
 помог с первым концертом, и мы довольно часто выступаем с ним в одной
 программе, отделение мы, потом - "А".
- Твоя позиция в рок-музыке? 
- Трудно сказать. Можно наверное, 24 часа в сутки говорить об этом. Делаю
 то, что нравится - наверное, так. Хочется, конечно, делать новую музыку,
 интересную, ставить эксперименты. 
- Новую в чем? 
- В тексте , в звуке, в составе. Пока это планы, но вот как раз сегодня
 мне сообщили приятную новость - у нас будет возможность репетировать
 на электрических инструментах. 
- Хорошо, а что тебе не нравится в рок-музыке как она есть? 
- В каких масштабах? 
- Скажем, в ленинградских…
- Старомодный звук. Я, правда, не знаю, может и получше стало, на концерты
 почти не хожу. 
- Почему "Кино" не было на фестивале в мае? 
- Как раз в это время у нас происходил "распад" - кстати, зря Рыба все
 это дело выносит на страницы "Рокси", да и не прав он во многом, и не
 нравится мне, как он говорит о моей жене - в общем, не по-мужски все
 это… Я думал даже выступить один, под акустическую гитару на фестивале,
 начал даже готовить программу, но так и не выступил. Как-то смутило, что
 больше никто не рвался выступать сольно. 
- Твои кумиры? 
- Боуи. "Рокси мьюзик", "Ультравокс", Ким Креол - недавно видел концерт
 по видео. Практически все "новые романтики" - "Хьюман лиг", "Язу", это
 направление мне очень импонирует. "А", естественно, хотя возможно я
 пристрастен. "Странные игры" - веселая команда, в принципе "Мануфактура",
 когда появилась…
- А профессионалы? 
- В принципе у всех недостаток - тексты, хотя и мои, если вы слышали только
 первую пленку, слабые. И в звуке - те же недостатки, как-то старо все это
 выглядит. 
- Каким же будет новое "Кино"?
- Я, Виктор Цой, гитара, скорей всего акустическая, и вокал. Юрий Каспарян,
 электрическая гитара. Владимир Арбузов, из "Мануфактуры", мы с ним, кстати,
 давно договаривались играть, да все не получалось - бас-гитара. И за
 неимением барабанщика возьмем известного многостаночника - Александра
 Кондрашкина. 
- Знаешь, интересный вырисовывается состав. 
- Правда, я с ними никогда не играл, но в принципе могу представить, как это
 все может получиться… Хотелось бы, конечно, взять клавишника… Перкуссиониста…
 Саксофониста… 
- Как выглядят твои новые песни, как будут звучать на записи? 
- Будет больше инструментала. Наверное, и сами песни уже другие. Может быть,
 не такая конкретность текста… Может быть, я сам стал серьезнее, профессио
нальнее, трудно сказать. (А теперь переносимся на улицу Софьи Перовской ,
 к БГ и спросим его о "Кино".) 
- Началось все с того, что Цой писал песни, про которые все говорили, что
 это жутко похоже на "Аквариум", но я так не считал. Во мне его песни задевали
 какие-то струны, которые мои песни во мне не задевают. Обладая знаниями,
 как эта музыка должна записываться , я решил помочь ребятам. Сейчас запишем
 вторую пленку - не такую голую, как первую, по духу, нечто вроде "Револьвера"
 - эклектику, но большую и красивую. 
- Про какие струны ты говорил? Можно как-то рассказать? 
- Если говорить о лирическом герое, то у нас они принципиально разные. У меня
 лирический герой получается именно героем - так или иначе, тот человек, от
 лица которого поется - проекция героического плана, хочу я этого или нет.
 Тексты запутанные и многие мысли этого лирического героя предполагают сильно
 развитую эстетику - образы могут встречаться какие угодно и откуда угодно.
 У Цоя, как я это понимаю, герой обходится минимальными возможностями - прост
 набор слов, несложны грамматические построения, но при этом построением
 фраз плюс тембром голоса он выражает такие нюансы, которые меня задевают.
 В его песне "Дерево" всего каких-то восемь фраз, а какой образ щемящий
 получился. По тонкости я ничего равного песням Цоя не знаю. Под музыкой
 прячется существо редкое, особенно для музыки рок. В чем-то его песни
 сродни бардам, но не сегодняшним, а тем, которые начинали - Окуджава,
 ранний Клячкин. Место действий его песен - дворы, подъезды, улицы, 
герой - пятнадцатилетний парень, но у него за текстами встает такой
 образ, что даже трудно назвать - откуда идет его обаяние. 
- Можно ли всерьез говорить о распаде "Кино"? - Рыба - просто второй
 человек, который вытягивал все дело на первых порах. Разошлись они -
 и ладно. Рыбе же хуже, его интерес - пьет и пьет и больше ничего".
Ленинград, ноябрь 1983 года 
В мае 1984 года "Кино" появилось в следующем составе: Виктор Цой (гитара,
 вокал); Юрий Каспарян (гитара); Александр Титов (бас) и Георгий "Густав"
 Гурьянов (ударные) за пару месяцев отрепетировали новую программу и "темной
 лошадкой" вышли на сцену 2 ленинградского рок-фестиваля, став его лауреатами.
 Осенью 1984 года Титова сменил Игорь Тихомиров - по совместительству бас-
 гитарист "Джунглей" и "Поп-механики". С тех пор состав "Кино" - если не
 считать эпизодических появлений разнообразных гитаристов, клавишников и
 перкуссионистов - остается неизменным. В 1985 году на 3 фестивале группа вновь
 становится лауреатом, а также получает спецприз "за артистизм". В 1986 году,
 оставшись без лауреатских лавров, "Кино" получает награду за песню "Перемены",
 Цой - за лучшие тексты, а Тихомиров - как лучший басист. В 1987 году на 5
 фестивале группа поулчает спецприз "за творческое совршеннолетие". После
 успеха альбома "Группа крови" и выхода на экраны страны фильма С. Соловьева
 "Асса", в котором короткое появление "Кино" стало едва ли не наиболее
 значительным моментом всей картины, группа как бы обретает второе дыхание.
 Возобновляется концертная деятельность, проходят успешные гастроли как
 по стране, так и за рубежом - в частности, в Дании, где группа принимала
 участие в благотворительных акциях движения "Некст стоп", Франции, где
 "Кино" выступило на фестивале в г. Бурже и на ежегодном фестивале
 советского рока "Снова в СССР" в Италии. Помимо "Ассы" "Кино" снималось
 также в картине А. Учителя "Рок", "Городе" А. Бурцева, а В. Цой успешно 
сыграл главную роль в своеобразном фильме Р. Нургманова "Игла". В 1989 г,
 их сборник "Последний герой" был выпущен во Франции. 15 августа 1990 г.
 В. Цой погиб в автокатастрофе. В январе 1991 г. "Мелодия" выпустила
 "посмертный" альбом "Кино", доработанный в студии музыкантами группы
 на основе черновых записей, сделанных В. Цоем за несколько дней до смерти. 
Рок-группа (Ленинград). Группа "КИНО", метеором пролетевшая по музыкальному
 небосклону страны, стала одним из крупнейших художественных феноменов,
 рожденных отечественной рок-культурой, а ее харизматический лидер -
 автор песен, певец, гитарист, актер и художник - Виктор Цой (21 июня
 1962 - 15 августа 1990) стал, говоря словами одной из его песен,
 "последним героем" золотой эпохи рока. 
В 1976 Цой познакомился с автором песен и певцом Максимом Пашковым,
 вместе с которым они чуть позже организовали группу "ПАЛАТА 6". Вопреки
 господствовавшей моде, предписывавшей играть хард-рок, а позже что-нибудь
 в стиле "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ", "ПАЛАТА" пыталась исполнять собственного
 сочинения бит. 
Наступление "новой волны" послужило катализатором изменений на ленинградской
 подпольной рок-сцене: появились новые группы, в воздухе повеяло свежими
 музыкальными идеями. Именно в этот период Цой начал сочинять собственные
 песни, как правило, основанные на его точных жизненных наблюдениях. 
Осенью 1980 он в компании с "АВТОМАТИЧЕСКИМИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ" побывал
 в Москве, где играл на квартирных концертах, а 21 марта 1981 дебютировал
 на сцене кафе "Трюм" в качестве бас-гитариста той же группы. 
Осенью 1981 на свет появилась группа "ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ" в составе:
 Цой, Алексей "Рыба" Рыбин (p. 21 декабря 1960, Ленинград) (гитары и вокал)
 и Олег "Базис" Валинский (барабаны). Последние двое представляли собой
 две трети еще одной бит-группы "ПИЛИГРИМ" (оставшейся третью был будущий
 гитарист "ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК" Андрей "Дюша" Романов), а Рыбин, помимо
 того, репетировал с группой "АБЗАЦ". В ноябре 1981 они вступили в
 Ленинградский рок-клуб. Весной 1982, заменив прежнее название на "КИНО",
 записали на студии Андрея Тропилло альбом "45" (названный так по длительности
 его звучания). В качестве саунд-продюсера выступил Борис Гребенщиков. 
На протяжении следующего года "КИНО" дало еще несколько концертов в
 Москве (иногда с ними выезжал барабанщик "АКВАРИУМА" Петр Трощенков).
 В марте 1983 "КИНО" снова появилось на сцене Ленинградского рок-клуба в
 составе: Цой, Рыбин, Георгий "Юрий" Каспарян (гитара), Максим Колосов
 (бас) и Борис (барабаны). Той же весной оригинальный состав "КИНО" распался.
 Цой еще на год пропал, а Рыбин играл в московской группе Сергея Рыженко
 "ФУТБОЛ". Единственным документом этого периода стал альбом "46",
 репетиционная запись новых песен Цоя, без его ведома распространенная
 звукорежиссером Алешей Вишней. 
В мае 1984 "КИНО" в составе: Цой, Каспарян, позаимствованный у "АКВАРИУМА"
 бас-гитарист Александр Титов (р. 18 июля 1957, Ленинград) и новый
 барабанщик Георгий "Густав" Гурьянов, за два месяца отрепетировали новую
 программу и вышли на сцену 2-го Ленинградского рок-фестиваля, где произвели
 настоящую сенсацию, став его лауреатами и самым ярким открытием. В ноябре 1985
 занятого в "АКВАРИУМЕ" Титова сменил Игорь Тихомиров (p. 14 апреля 1961,
 Ленинград), бас-гитарист "ДЖУНГЛЕЙ" и "ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ" (участие в
 которой периодически принимали и остальные музыканты "КИНО"). С этого
 момента и до самого конца состав "КИНО" оставался неизменным. 
Звучание "КИНО" в этот период было модным. Музыканты внимательно наблюдали
 за эволюцией музыкального процесса на Западе и пытались найти применение
 наиболее интересному из услышанного в своей музыке. Песни "КИНО" отличает
 обилие свежих мелодических находок, а в текстах Цоя романтико-героическая
 поэтика соседствует с реалистическими зарисовками с натуры, сдержанной
 иронией и юмором. В 1986 группа с успехом выступает на совместном фестивале
 Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва). 
После успеха альбома "Группа крови" (1988), а также эпизодического
 появления группы "КИНО" в фильме Сергея Соловьева "Асса", страну охватила
 настоящая "КИНОмания". 
Романтический герой Цоя оказался необычайно созвучен настроениям молодых
 слушателей "поколения перемен". После завершения съемок в картине Рашида
 Нугманова "Игла" (1989) группа вернулась к активной гастрольной жизни. 
В 1988-90 "КИНО", в атмосфере все более нараставшей вокруг имени Цоя
 экзальтации тысяч юных поклонников, дало десятки концертов по всей стране.
 В рамках движения "Next Stop" они гастролировали в Дании, выступили
 на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже, приняли участие в
 советско-итальянском рок-фестивале "Back In The USSR" в Мельпиньяно. 
В 1989 вышел альбом "Звезда по имени Солнце", первый и последний в
 истории группы записанный в профессиональной студии. В том же году
 ленинградского директора группы Юрия Белишкина (позднее работал с
 "ДДТ") сменил москвич Юрий Айзеншпис, а полгода спустя, 15 августа 1990,
 Виктор Цой погиб в автокатастрофе. 
Той же осенью трое оставшихся участников "КИНО" доработали чудом
 уцелевшую в аварии пленку с демо-записью новых песен Цоя, известную
 сегодня как "Черный альбом" (1990). Позднее, усилиями вдовы Цоя Марьяны,
 вышел альбом "Неизвестные песни Виктора Цоя" (1992), включавший ранние
 записи "КИНО", а на протяжении 90-х годов все ее творческое наследие
 было переиздано на компакт-дисках "Moroz Records". В 1996 "Отделение Выход"
 издало совместный концерт Майка Науменко и Виктора Цоя, записанный в
 Москве в январе 1985. 
Сразу после 1990 пути бывших участников "КИНО" разошлись: Гурьянов
 покинул музыку и занялся живописью; Тихомиров руководил клубом "Polygon",
 играл с Александром Ляпиным, а летом 1995 стал участником группы "ДДТ";
 Каспарян, после периода молчания, вернулся в музыку с инструментальным
 альбомом "Драконовы ключи" (1996), а позже работал над новыми проектами
 с бывшим лидером "НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС" Вячеславом Бутусовым. 
Алексей Рыбин после ухода из "КИНО" вновь начал играть в 1995, организовав
 группу "ОАЗИС Ю", в которой принимали участие экс-басист "ЗООПАРКА"
 Наиль Кадыров, а также Сергей Курехин и Михаил "Фан" Васильев из "АКВАРИУМА"
 и "ТРИЛИСТНИКА". Они издали два альбома современного рока "Воспитание
 детей красотой подводной жизни" (1995) и "Спорт обречен" (1996). 
В 1997 Рыбин вместе с Алексеем Раценом (экс-"ТЕЛЕВИЗОР", "АКВАРИУМ",
 "ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ") подготовил альбом "Асфальт" с кавер-версиями песен
 раннего "КИНО". 
Помимо "Ассы" и "Иглы" Виктора Цоя и группу "КИНО" можно видеть в
 фильмах "Конец каникул" (1986), "Йях-ха" (1986), "Город" (1987), "Рок" (1988). 


 

Состав группы:


Виктор Цой (гитара,вокал)
Юрий Каспарян (гитара)
Игорь Тихомиров (бас-гитара)
Георгий Гурьянов (барабаны)

 
 

на главную



Используются технологии uCoz